Независимая экспертиза: + 7 (495) 502-49-40

«Потребительская» неустойка: судебная практика

АСН решило выяснить, как суды общей юрисдикции разных регионов России решают спорный вопрос о взыскании со страховщиков повышенной неустойки, предусмотренной законом о защите прав потребителей.

Повышенная неустойка – 3% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки исполнения обязательства – стала взыскиваться со страховщиков некоторыми судами после того, как в июне 2012 г. Верховный суд РФ распространил на страхование закон о защите прав потребителей.

Как показывает проведенный АСН анализ 200 судебных решений в 18 из 83 регионах РФ, у судов общей юрисдикции нет единства в вопросе взыскания со страховщиков такой неустойки.

Суды, взыскавшие повышенную неустойку, как правило, ограничивались указанием на то, что страховщик нарушил права потребителя.

Суды, отказавшие гражданину в неустойке, обосновывали это по-разному. В некоторых решениях говорится, что у страховщика, в отличие от других исполнителей услуг, возникает обязательство «по расчету по результатам оказанной услуги», – а неустойка взыскивается за нарушение сроков оказания услуг.

Один из судов сослался также на то, что размер взыскиваемой со страховщика неустойки должен быть прописан в правилах страхования. Если же положения о неустойке в них нет, то и взыскана она быть не может, решил суд.

Предполагалось, что ясность в вопрос о повышенной неустойке внесет постановление Верховного суда по добровольному страхованию, утвержденное в июне 2013 г. В одной из версий проекта постановления говорилось, что «за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательства по выплате страхового возмещения применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 ГК РФ». Однако из окончательного текста эту формулировку убрали. В декабре Верховный суд, рассматривая дело о страховом споре, отменил решения двух нижестоящих судов, отказавших гражданину во взыскании такой неустойки.


 
 
Источник: asn-news.ru